Гемба — что это такое? Уникальный подход японского менеджмента
Слово пришло к нам из японского языка. И это уже довольно распространено в деловых кругах, в мировых и российских новостях. Но что такое гемба? В этой статье мы постараемся рассказать вам об этом подробнее.
Что означает слово «гемба»?
Гемба, гемба или генчи гембуцу — все эти слова определяют одно и то же явление. Его часто называют инструментом бережливого производства. Слово происходит от японского 現 地 現 物, что означает «местные товары».
Так что это? Гемба — это подход, активно используемый в японской управленческой практике под названием кайдзен. Это название философии (практики), которая фокусируется на постоянном улучшении производственных процессов, планировании, управлении, поддержке бизнес-схем и аспектов человеческой жизни в целом.
Поэтому, чтобы точно понять, что это такое, необходимо прийти в гемба, непосредственное место развития рабочего процесса, ознакомиться с фактами и принять на основе этого правильное решение.
Широкой публике термин стал известен после статей о системе менеджмента качества известной японской компании Toyota. Гемба в кайдзен: решение проблемы именно там, где она возникла. Такой подход кардинально отличается от популярного в Америке подхода, для которого характерна удаленная работа менеджера.
От кайдзен к гемба
Знакомство с философией кайдзен поможет вам понять гемба. Надо сказать, что это не статично: практика постоянно интегрируется и совершенствуется. Мы представляем для менеджера некоторые из его основополагающих принципов:
- Продвигайте открытость. Это неправильно, если сотрудники ограничивают свое общение определенной группой.
- Откровенно признайте свои проблемы. Только после их создания можно улучшить. Не бойтесь публичного обсуждения проблем.
- Научитесь планировать. И всегда сравнивайте ожидаемое с результатом.
- Развивайте себя так, чтобы ваш опыт стал примером для всей компании.
- Кайдзен — это постоянные и ежедневные изменения к лучшему.
- Самосовершенствование важно. Начните с решения ваших проблем и определения зоны вашей ответственности.
- Стандартизация и качество — это то, о чем никогда нельзя забывать.
- Возложите на каждого сотрудника определенный круг обязанностей, чтобы он убедился в собственной значимости.
- Не забудьте проинформировать каждого сотрудника о деятельности компании.
- Всегда ориентируйтесь на клиентов. В конце концов, они являются основным направлением вашей работы.
- Создавайте рабочие группы.
- Предотвратить повторение производственных проблем.
- Не забывайте о самодисциплине. Проверьте свое поведение. Уважайте своих сотрудников как самих себя.
Отсюда вы можете выделить пять важных шагов для улучшения себя и компании:
- Точность.
- Порядок.
- Чистота.
- Стандартизация.
- Самодисциплина.
Правила гемба-менеджмента
Что такое драгоценный камень? Это 5 основных правил менеджера:
- Если возникла проблема, немедленно отправляйтесь в гемба. То есть к месту рабочего процесса, где он проявился.
- В гемба первым шагом является знакомство с гембуцу: окружающей средой, оборудованием.
- ключевое решение проблемы необходимо искать в месте ее возникновения (гемба).
- Теперь найдите причину аномального положения вещей.
- Запишите способ предотвращения повторения проблемы в руководствах, правилах или стандартах.
Как практиковать гемба?
Разобравшись со словом «гемба», кратко укажем, как можно практиковать такой подход в современных российских условиях:
- Всегда решайте возникшие проблемы прямо на месте, без промедления, привлекая к процессу обычных сотрудников.
- Проверить правильность выполнения ранее отданных приказов.
- Внедрите практику коротких обсуждений прямо в производственных помещениях.
- Проведите деловые встречи у баннеров с производственными показателями предприятия.
- Постоянно следите за производственными процессами.
Рекомендации по внедрению подхода
Многие менеджеры, узнав, что это такое — гемба, решают поскорее внедрить ее на своем предприятии. Существует ряд полезных рекомендаций, которые помогут вам быстро, плавно и успешно пройти через этот процесс:
- Если возникает проблема, менеджер должен как можно скорее сообщить об этом в гемба. И руководителю нужно руководствоваться интересом к его решению.
- Лидер должен быть нетерпимым к обнаруженным отклонениям.
- Все отклонения необходимо фиксировать и указывать конкретный период времени для их устранения.
- Менеджер не должен забывать о неукоснительном соблюдении техники безопасности.
- Менеджер должен не забывать заглядывать в самые неожиданные и отдаленные уголки производства.
- Гемба следует практиковать постоянно, а не время от времени.
- Важная обязанность менеджера — проверять скорость и эффективность выполнения его поручений.
- вам нужно придумать «План G» («План Гемба»), который поможет вам сосредоточиться на «болезненных» точках вашего рабочего процесса.
Что это еще?
Гемба — гора Полонинского хребта Украинских Карпат. Это наивысшая точка массива Полонина Боржава — 1491 м. Географически она расположена на его юго-западном продолжении (Закарпатская область).
это куполообразная гора в форме полумесяца. На нем находится один из самых известных украинских водопадов — Шипит (или Шипот). Это также развитая зона отдыха — здесь находится второй по значимости горнолыжный курорт в стране (после Драгобрата) с 8 подъемниками для спортсменов. Его отличает самая длинная трасса в Украине — 3,5 км.
Но самое популярное значение слова «гемба» сегодня — это один из подходов в японском менеджменте. Его краткая суть — решение проблемы в том месте, где она возникает.