Форма железнодорожников России: фото, описание
Работники РЖД, как локомотивов, так и поездов, согласно должностной инструкции, носят определенную форму. О том, что это такое, форма железнодорожников России, мы расскажем в этой статье: дадим ее краткое описание, разновидность, знаки отличия, историю происхождения и модификации.
Содержание
- 1 О современной форме
- 2 Требования к форменной одежде РЖД
- 3 Классы работников и спецодежда
- 4 Женский комплект проводника
- 5 Мужской комплект
- 6 Форма работника локомотивной бригады
- 7 Форма вокзального работника
- 8 Частности и особенности
- 9 О создании новой формы
- 10 Форма студента-железнодорожника
- 11 Форма железнодорожников царской России
- 12 Советская история железнодорожной формы
О современной форме
Форма железнодорожника говорит о его причастности к РЖД. Ношение его обязательно для всех структурных подразделений. Принадлежность к какому-либо региональному отделению компании обозначается специальной отметкой на рукаве туники или рубашки — аббревиатурой ветки железной дороги. Пенсионеры-железнодорожники имеют право носить форму со знаками отличия, полученными при выходе на пенсию.
В новой железнодорожной форме представители РЖД отмечают следующее:
- Комфорт, практичность, функциональность и безопасность повседневной и парадной формы железнодорожников.
- Учет исторических традиций, внимание к их преемственности.
- Эстетичный внешний вид, оригинальность, отсылка к современным модным тенденциям в области спецодежды.
- Соответствие новому универсальному корпоративному брендингу.
- Избегайте милитаризма.
Каждому сотруднику предоставляется готовый набор выкроек одежды и аксессуаров, которые вместе составляют униформу компании. При этом нельзя ничего добавлять в него самостоятельно: украшения, головной убор, свитер, рубашку и так далее:
- Зимняя и среднесезонная верхняя одежда (плащи, куртки, пальто) — 4 года. Для рабочих в фирменных поездах — 3 года.
- Костюм — два года.
Вся форменная одежда железнодорожников должна быть украшена знаками отличия: фигурным овальным щитом серого цвета с красной каймой и стилизованными красными буквами, вышитыми «РЖД». Он должен подходить к левому рукаву: рубашка, платье, верхняя одежда.
Есть четыре основных типа фигур:
- локомотивщик;
- касса.
- дирижер;
- проводники;
Требования к форменной одежде РЖД
Форма железнодорожника, фото которой вы можете увидеть в статье, должна соответствовать следующим требованиям:
- безопасность;
- минимальный отход от традиций;
- соответствие современной моде.
- эстетичный вид;
- износостойкость;
- рентабельность;
- практичность;
Кроме того, он должен быть выполнен в гармонии с основными корпоративными цветами компании — серым, серебристым, красным и темно-синим. Большое внимание уделяется подбору подходящей ткани. Он должен быть воздухопроницаемым (гироскопическим), отталкивать грязь, образцово сохранять форму и не иметь складок.
Важным условием является сравнительная дешевизна материала — ведь персонал РЖД оценивается в несколько миллионов. Поэтому при нарезке затрат должен быть минимум. Важно то, что модуль разработан по российским образцам.
Классы работников и спецодежда
Форма железнодорожников России, фото которой вы увидите в материале, представляет собой костюм пяти основных классов железнодорожников России:
- Рабочие локомотивной бригады.
- Брендовые поездщики.
- Рабочие вокзала.
- Руководители высшего и среднего звена.
- Лидер юниорской категории и рейтинга.
У сотрудников первых трех классов есть не только повседневная и формальная одежда, но и форменная верхняя одежда. Пилотам выдаются легкие жилеты и куртки. Для кассиров нет верхней одежды. Рассмотрим составные части форм наиболее популярных классов.
Женский комплект проводника
Женская железнодорожная форма состоит из следующих элементов:
- Серые штаны.
- Серый вязаный жилет.
- Теплое темное зимнее пальто.
- Шапка с логотипом компании.
- Блузки с разной длиной рукава: белые, синие и красные.
- Зимний шерстяной шарф красного цвета.
- Зимняя шапка из овчины, украшенная кокардой.
- Юбки: красная (платье) и серая (повседневная).
- Рабочий фартук.
- Шелковый платок с символикой РЖД.
- Серая куртка на молнии с красной тесьмой.
Мужской комплект
Новая форма железнодорожника состоит из следующих компонентов:
- Серый вязаный жилет.
- Серые штаны.
- Утепленный зимний плащ на подкладке.
- Фирменный галстук и зажим.
- Рубашки с разной длиной рукава: белые и синие.
- Шапка из овчины на зиму.
- Почтовый Код.
- Рабочий фартук.
- Два вида курток: серая без подкладки, декорированная красными профилями и с водонепроницаемой тканевой подкладкой.
Форма работника локомотивной бригады
По словам создателей, эта форма железнодорожника изготовлена с использованием новейших нанотехнологий: ткань прочная, износостойкая и трудно поддающаяся загрязнению. Сам комплект также состоит из нескольких компонентов:
- Серый вязаный жилет.
- Рабочие брюки.
- Рубашка.
- Галстук с подписью водителя.
- Графитовая форменная куртка на молнии.
- Шапка украшена серой лентой на ободке и красной каймой на макушке.
- Утепленная куртка темного цвета на подкладке.
Форма вокзального работника
Дресс-код железнодорожных кассиров, а также других сотрудников станции:
- Брюки подобного фасона.
- Красный жилет из полушерсти (сплошная ткань).
- Куртка из смесовой шерсти серого цвета.
- Платок шелковый с логотипом символики ОАО «РЖД».
- Прямая серая юбка.
- Блузки с разной длиной рукава и цветовыми вариациями.
Частности и особенности
Отдельно разрабатывалась униформа для сотрудников брендовых поездов: в проекте отметились художник-дизайнер Алена Петрова и компания группы БТК. Так, для рабочих «Сапсан», «Ласточка» и других зарегистрированных поездов были разработаны специальные анкеты железнодорожника, фото одного из которых представлено ниже. Помимо костюма, верхней одежды, в нем также есть отличные галстуки, шарфы, женские и мужские шарфы и так далее.
интересно, что для главы РЖД Владимира Якунина была сшита форма. Ткань для него была специально привезена из Великобритании, и работа полностью выполнялась вручную. Наплечники, манжеты и воротники вышивали специальными серебряными нитками.
Еще одна особенность, объединяющая всю форму сотрудников РЖД — одинаковые пуговицы, специально разработанные Геральдическим советом при президенте. Они представляют собой круглое серебряное изделие с гранями и гербом главной железнодорожной компании России.
О создании новой формы
Модернизация униформы началась в 2003 году, когда железнодорожная компания объявила о начале конкурса, открытого для всех дизайнеров. Условия были данными опроса самих железнодорожников: то, что им казалось неудобным и некрасивым в старой форме, должно было стать табу для новой.
Спустя три года состоялась демонстрация образцов как формы железнодорожника, так и сопутствующих аксессуаров и знаков различия. Свои работы представили именитые дизайнеры:
- Чувашский Дом моды I. Дадиани.
- Московский офис Дениса Самачева и многих других докторов наук.
- Москва ФПК «Экспоцентр».
- Санкт-Петербургский салон Елены Бадмаевой.
Однако победительницей жюри выбрало дизайнера из Москвы Викторию Андреянову. Именно его работы выглядели оригинально и современно и были связаны с историческим прошлым железных дорог. В 2008 году состоялся первый полный показ мод для кондукторов, кассиров и машинистов поездов. В следующем году первая пробная партия одежды была введена на Октябрьской железной дороге. И уже в 2010 году форма, измененная с учетом всех пожеланий и предложений сотрудников, стала поэтапно массово внедряться во всех филиалах РЖД.
Форма студента-железнодорожника
В отличие от кадров, форма студентов железнодорожных учебных заведений не унифицирована. Однако ученики каждого из них обязаны носить на уроках определенную одежду — во многом она напоминает форму железнодорожников:
- Иногда — трикотажный жилет с брендированными краями.
- Галстук с держателем в виде символа железнодорожного транспорта.
- Фуражка или фуражка с клеймом РЖД.
- Строгие черные или темно-синие прямые юбки и брюки.
- Классическая железнодорожная рубаха с погонами и иногда с определенным знаком: синим или белым.
Также широко распространена практика так называемых студенческих команд: набор студентов из непрофильных колледжей и университетов на подработку в качестве гидов в летний период. Мальчики носят форму, похожую на форму школьников-железнодорожников. Часто их отличает форменная девственная куртка с рядом полос: название и эмблема самого отряда, учебное заведение, характер деятельности молодого рабочего, положение в студенческом объединении. Название происходит от слова «целина» — в советское время так назывались современные летние каникулы, а затем — рабочий летний семестр.
Форма железнодорожников царской России
История мундира железнодорожников начинается в 1809 году. И связана с Институтом корпуса инженеров железнодорожного транспорта. Это учебное заведение было военизированным, что повлияло на форму его курсантов и выпускников. Их титулы отмечены серебряными погонами с золотыми звездами. До 1867 года выпускники носили военную форму. С 1830 по 1932 год железнодорожников также отличали пуговицы с якорем в форме креста и топора.
Об униформе первых сотрудников известно немного. Например, для сотрудников Царскосельской железной дороги они были выданы из-за границы. Пожарные, машинисты и их помощники, кондукторы и кондукторы были в военной форме и каске. Две последние категории также имели право носить очаровательный нож. С 1855 г годы службы стали отмечать особыми серебряными тесьмой: 5 лет — на обшлаге рукавов, 10 лет — на воротнике и фуражке.
Первая унифицированная форма была введена в 1878 году. Ее различия зависели от категории:
- чиновник регионального офиса;
- рядовой сотрудник.
- чиновник центрального офиса;
- железнодорожный инженер;
Отличия заключаются в цвете трубок: красном, синем, желтом и зеленом.
В 1904 году у инженеров и чиновников было 7 видов униформы:
- входная дверь;
- особый;
- праздничный.
- ежедневно;
- обычный;
- улица;
- лето;
Советская история железнодорожной формы
Рассмотрим основные вехи истории советской формы железнодорожника в Ростове, Москве, Челябинске и других городах:
- 1955 г. — униформа приобрела более цивилизованный вид, а знаки различия переместились на петлицы.
- 1963 год — появление собственного знака железных дорог СССР — колеса в обрамлении крыльев.
- 1973, 1979 — изменения знаков различия.
- 1926 г. — введена первая советская форма для железнодорожников.
- 1943 г. — появление титулов и личных знаков различия на погонах. Принадлежность к той или иной сфере железнодорожного хозяйства определялась особой эмблемой: мост — строители, паровоз — локомотивы, вагон — бригада проводников, советские серп и молот на фоне французского молота и ключ — административная служба.
- 1932 г. — появление новых черт: синего сукна и красных знаков на петлицах — звездочки, шестиугольники, уголки.
В 1995 году появилась новая форма железнодорожника РФ:
- Эмблема — колесо в форме эллипса с крыльями (у старших и средних офицеров вышито золотым цветом, у младших руководителей и рядовых сотрудников — золотым металлом).
- Кепка на головных уборах: технический знак золотого цвета (молоток и гаечный ключ) в форме эллипса в обрамлении крыльев и лавровых ветвей.
- Знаки отличия: полукрест с рядами скрещенных звезд.
Как мы можем судить из этого краткого исторического экскурса, описаний и фотографий нынешней формы железнодорожников, современная рабочая одежда железнодорожников России на самом деле наиболее удобна, эстетична и гармонична в различных сочетаниях для всех времен года.