Что такое шхуна: история, технические характеристики, фото

Что такое шхуна? Шхуна — это парусное судно не менее чем с двумя мачтами и косыми парусами. Он прост в использовании и не требует большого экипажа. А небольшая осадка позволяет шхуне быстро двигаться даже на мелководье.

За свою историю шхуна несколько раз модернизировалась для повышения маневренности и устойчивости к волнам. Его использовали не только для путешествий по морям и океанам, но и как торговый корабль и даже как военный корабль.

Что такое шхуна и как она устроена

Это небольшой корабль, которым управляет несколько человек. Главной особенностью двухмачтовых парусов других типов парусов является положение самой высокой мачты корабля или грот-мачты. На шхуне он расположен рядом с кормой, чтобы не мешать (редкой) фок-мачте.

Что такое парусное оборудование для шхуны? Основные виды такелажа делятся на:

  • стаксель — стаксель или треугольный парус размещается на фок-мачте как дополнительный управляемый парус;
  • гаффа или Бермудские острова — с косыми парусами;
  • управление парусами на шхунах осуществляется с палубы, нет необходимости подниматься на мачту, как на других парусных судах.
  • марсы и брахмсали — шхуна оснащена дополнительным прямым парусом, брамсалем;

Узкий корпус и большие паруса делали шхуны быстрыми, они развивали скорость более 11 узлов при попутном ветре. Шхуна особенно хороша при боковом ветре или под острым углом к ​​ветру. Однако при подветре шхуна становится плохо управляемой или качается из стороны в сторону, снижая скорость движения.

паруса развернуты на далекие острова' '='

Жемчужина для пирата

В первой половине 18 века шхуны распространились по Англии. Их использовали рыбаки, торговцы и авантюристы — пираты. Такая шхуна описана в романе Стивенсона «Остров сокровищ» — знаменитая «Испаньола».

Он был довольно большим — водоизмещением 200 тонн. Мосты были разделены на верхний и нижний. Что такое нижняя палуба шхуны? Он разделен на отсеки:

  • верхняя палуба была плоской, высотой 1,6-1,7 м над нижней;
  • в центральной — трюм;
  • шхуны пользовались популярностью у пиратов за их скорость, маневренность и мелкую осадку.
  • команда находилась в носовой части;
  • кормовой отсек нижней палубы включал камбуз, каюты капитана и старшины;

Обычная пиратская шхуна 18 века имела водоизмещение 100 тонн и имела на борту 8 орудий. Экипаж состоял максимум из 75 человек. Обратной стороной является малая дальность плавания, поэтому приходилось ехать в порт, чтобы запастись едой и водой. Шакалы часто бросали старые корабли, затопляли их и брали новые.

Скарлет отплывает вчера, сегодня, завтра...' '='

На войне, как на войне

С 19 века на шхунах увеличили количество мачт и парусов. Самая большая семимачтовая шхуна была построена американцами на верфи Куинси и спущена на воду в 1902 году, она получила название «Томас У. Лоусон».

Кстати, шхуны — самые популярные в Америке. Они использовались в торговле, пассажирском транспорте и в военных целях.

Первая шхуна, созданная американцами в 1750 году для британского флота, получила название Барбадос. Его использовали в войне с французами и индейцами. Корабль имел 14 орудий и столько же вращающихся орудий.

Легендарный Джеймс Кук путешествовал на военных шхунах, исследуя побережья Канады.

На фото: Японское море и шхуны на восточной границе России.

Восточная шхуна.' '='

История клипера в России

В 1834 году фон Шанц, адъютант князя Меншикова, начальника штаба российского флота, отправился в Северные Штаты, чтобы получить заказанный там камчатский паровой фрегат. Там будущий контр-адмирал впервые увидел балтиморские шхуны и полюбил их окончательно и бесповоротно. Они отличались от других шхун высокими мачтами, сильно наклоненными к корме, и большими парусами, которых могло быть только три.

Позже, после службы в Кронштадте, а затем на верфи в Або (ныне город Турку), где по проекту фон Шанца строились корабли для российского императора, была построена балтиморская шхуна «Опыт». Он предназначался для службы в Каспийском море.

Несмотря на скептическое мнение окружающих, шхуна отлично себя показала, раскрыв все положительные качества. Позже, в 1847 году, еще одна такая шхуна была поставлена ​​на службу на Балтийский флот («Опыт»).

За время службы шхуна «Опыт» много поработала и совершила значительные плавания.

  1. Участие в парусных регатах 1848 года. Эти гонки были организованы Императорским яхт-клубом Санкт-Петербурга.
  2. Во время навигации постоянно патрулировал акваторию Финского залива.
  3. Принимал участие в нескольких экспедициях с участием военно-морского флота.
  4. Я был у берегов Дании.
  5. Он прекратил службу на Балтийском флоте в 1863 году.

шхуна «Америка», давшая толчок к созданию «Опыта' '='' '='

Оснащение шхуны «Опыт»

Недавно построенный корабль «Опыт» имел следующие параметры:

  1. длина — 21,6 метра;
  2. ширина около шести метров;
  3. осадка — всего 2,2 метра.

Водоизмещение шхуны составляло 82 тонны, при этом балласт помещался в трюм для устойчивости на сильной волне около 9,6 тонны чугуна.

Шхуна — гладкопалубное судно. Это лишает корабль его обычного трюма, так что запасы воды и провизии размещаются не в центре, а по краям корабля.

«Опыт», вооруженный двумя аурическими мачтами, нес всего три паруса общей площадью 346 квадратных метров (фок, грот и стаксель). Подробное описание шхуны «Опыт» было опубликовано в журнале «Морской сборник» в 1949 году. Именно по этим планам была построена знаменитая Хеда русскими моряками, потерпевшими катастрофу на фрегате «Диана» у берегов Японии».

Шхуна Хеда художника Войшвелло построена русскими моряками в Японии' '='

Создание «Хеды» не только вернуло русских моряков на родину, но и открыло для Японии мир европейского судостроения.

Развитие кораблестроения и роль шхун

Шхуны сыграли благоприятную роль в развитии судостроения многих стран. Голландцы разработали основные направления парусного корабля, англичане первыми использовали их в военных целях, американцы модернизировали и умножили их, а русские адаптировали их к потребностям своего флота, дав толчок новым исследованиям в кораблестроении. Лоцманские корабли, заимствовавшие лучшие свойства Балтимора, использовались до 20 века. Роль шхуны в развитии торговых и политических отношений между странами сложно переоценить.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть