Самолет-биплан: особенности конструкции, преимущества и недостатки

Даже для человека, далекого от авиации, вообще должно быть понятно, что самолеты разные — и они различаются как по функциональности, так и по форме и внешнему виду в принципе. Например, среди разновидностей самолетов есть бипланы. Какие они были, когда появились первые бипланы, чем отличаются от них современные — а об этих железных птицах мы расскажем подробнее в нашем материале.

Что такое биплан

Прежде чем говорить о биплане мира, биплане разных стран, давайте вкратце расскажем, что такое биплан в целом и чем он отличается от других железных птиц. Само название «биплан», так сказать, подсказывает, что это за разновидность самолета: «би» означает «два», в данном конкретном случае мы говорим о двух парах крыльев, расположенных одно над другим. Такие крылья имеют большую площадь, при этом их раскрытие меньше. Следовательно, во время взлета и посадки биплану требуется полоса значительно меньшего размера, чем у моноплана, то есть у самолета только с одной парой крыльев. Изначально крылья бипланов были деревянными, сверху их обтягивали тканью. Нельзя сказать, что такая конструкция отличалась высокой прочностью, поэтому вскоре от нее отказались, заменив деревянные самолеты (так называют крылья) на металлические.

Когда появились бипланы

Точная дата появления бипланов не так уж и сложна, но, скорее, невозможна. Известно, что в начале Первой мировой войны бипланы были самыми востребованными железными птицами. Они были очень популярны и вообще были «номером один» в авиации во время войны.

Старинный биплан' '='

Однако разработка бипланов наверняка началась еще раньше. В конце девятнадцатого века, когда авиация едва стояла на ногах, различные конструкторы экспериментировали с моделями самолетов и вносили в эту область науки что-то свое. Активно шла «разработка» планеров, но практика показала, что проектирование таких самолетов было не очень удачным — гораздо доступнее оказались бипланы. Многие (особенно франкоговорящие) обычно считают, что первый биплан был построен из самолетов и что его авторство принадлежало франко-бразильскому воздухоплавателю по имени Сантос-Дюмон. Дело в том, что каждый авиаконструктор — упомянутый выше Сантос-Дюмон, печально известные братья Райт, другие ученые — внесли, как упоминалось выше, что-то свое в строительство самолета, которое, как мы помним, только начиналось развиваться… Никто толком не знал, что будет работать, что будет «стрелять». Поэтому пионерами в этой области можно считать всех, кто так или иначе способствовал созданию первых моделей самолетов.

Начало двадцатого века

В начале 1900-х бипланы были, как говорится, «в употреблении» в авиации. Их было несколько разновидностей. Однако основных аэродинамических вариантов у железных птиц было два: с тяговым винтом и так называемым коробчатым крылом (это крыло биплана, когда форма коробки при взгляде спереди прямоугольная) — однократно и с расположением рулевых перьев и тянущего винта — два. В те годы в основном строили двухместные бипланы или одноместные монопланы, так как эти два типа самолетов показали наилучшие результаты по результатам различных испытаний. Расскажем подробнее о преимуществах бипланов и их недостатках.

Преимущества

У самолетов-бипланов было много преимуществ, иначе они не получили бы такой популярности. Пожалуй, главным их преимуществом была упомянутая выше большая площадь крыла при относительно небольшом размахе крыла и необходимость в минимальной взлетно-посадочной полосе. Однако, помимо этого, у бипланов было достаточно преимуществ: большая грузоподъемность, лучшая видимость как для пилота, так и для пассажира, возможность использовать этот самолет в качестве учебно-тренировочного, лучшая маневренность за счет двух крыльев самолета, уменьшение общего веса и момента инерция, большая надежность — по той же причине большая устойчивость и гораздо более редкий штопор. Как видите, преимуществ более чем достаточно, но нельзя предполагать, что у бипланов не было недостатков. Они сделали, и разговор о них будет продолжен.

Недостатки бипланов

В отличие от монопланов, которые больше подходили для спортивных полетов, бипланы не так часто использовались спортсменами (хотя были и специальные спортивные бипланы, об этом позже). Однако это нельзя назвать существенным недостатком, но серьезный расход топлива из-за взаимного влияния двух пар крыльев друг на друга, несомненно, является недостатком данной конструкции. Крылья, помимо прочего, способны как-то ограничивать обзор пилота; Однако положение пилота в кабине меняется: он может находиться перед крыльями, так что этот недостаток также становится несущественным. Основным недостатком бипланов считается повышенная прочность профиля (это разница между аэродинамическим сопротивлением крыла и его индуктивным сопротивлением).

Первые бипланы' '='

Как бы то ни было, но недостатки бипланов не помешали им, повторяем еще раз, быть наиболее часто используемыми самолетами во время Первой мировой войны. Об этом и поговорим дальше.

Военные бипланы

Выше мы упоминали два типа бипланов, которые пользовались особой популярностью. Один из них, биплан с толкающим винтом, был номером один во время войны. Впервые он был использован в 1910 году как улучшенная версия более ранних военных моделей. Такая модернизация пошла на пользу бипланам — возросла их рационализация, за счет чего железные птицы смогли развивать большую скорость. Бипланы времен Первой мировой войны были бестелесными, в отличие от ранее использовавшихся моделей. У очень популярной версии бипланов британского производства под названием «Скаут» — небольших размеров, всего с одним крылом и единственным мусорным баком — не ожидалось, что у них будет пассажир. Они развивали очень высокую скорость — превосходящую моноплан — из-за малой нагрузки на крылья, и в условиях войны это было почти фундаментальным качеством для авиации. Разведчик был самым быстрым и управляемым из всех железных птиц, и именно эта модель биплана стала источником вдохновения для более поздних истребителей.

Бипланы СССР

Это все мировые бипланы, а как же советские бипланы? Чем понравилась авиационная промышленность советской страны энтузиастам авиации?

Самолет-биплан У-2' '='

Успехи в этой науке в нашей стране были не такими масштабными, как в других государствах, но они тоже имели место. Мы также разработали собственные бипланы, и первый успешно взлетевший биплан принадлежал князю Кудашеву. Он продержался в воздухе в 1910 году несколько минут, пролетел пару десятков метров и в корне изменил скептическое отношение представителей государственного аппарата к российским разработкам.

После Кудашева свой вклад в строительство российских бипланов внесли такие ученые и инженеры, как Сикорский, Гаккель и, конечно же, Можайский. А несколько десятилетий спустя, уже ближе к середине века, своим рождением порадовал мир АН-2, биплан советского производства, вошедший в Книгу рекордов Гиннеса как самый долголетний самолет в мире. О нем и его предшественнике — самолете У-2 — поговорим ниже.

У-2 родился благодаря ученому по имени Поликарпов в 1927 году. Когда он умер в 1944 году, биплан был переименован: из У-2 он преобразовался в ПО-2 в память о своем создателе. Мощность этого самолета составляла около ста лошадиных сил, для взлета требовалось всего пятнадцать метров, и он использовался в совершенно разных сферах: для медицинского и пассажирского транспорта, для военных целей и для аэрофотосъемки и так далее. Был даже биплан-бомбардировщик У-2. На борту было размещено до шести бомб по восемь килограммов каждая.

Своим рождением Ан-2 обязан конструктору Антонову — поэтому название стоит после первых двух букв фамилии инженера. Впервые он взлетел в 1947 году и с тех пор продолжается почти семьдесят лет (хотя в советское время он несколько раз был на грани закрытия). «Кукурузник» — так до сих пор называют Ан-2 — часто использовался для перевозки пассажиров и грузов на местных линиях, постоянно летал в райцентры, села, области. Это стало возможным благодаря большой маневренности биплана, а также потому, что в его свойства входила возможность приземляться на не подготовленных для этого площадках (и взлетать с них, соответственно). Подобное качество позже поспособствовало тому, что именно на Ан-2 совершался полет к Южному полюсу, как и к более неподготовленному месту для посадки и взлета!

Бипланы во Второй мировой войне

В годы Великой Отечественной войны советские бипланы У-2 сыграли огромную роль в нашей авиации. Как упоминалось выше, они использовались в качестве бомбардировщиков: бомбы не только размещались по бокам, но они также были практически невидимы для бомбардировок, так как были очень легкими и это позволяло им летать на очень малой высоте или на «черепахе». «» Скорость. Кроме того, бипланы выполняли разведывательные функции и функции самолета связи. Ночные налеты на лагерь противника также проводились на бипланах, У-2 постоянно взаимодействовала с партизанскими отрядами. У-2 был намного маневреннее немецких бипланов, а потому немцы не могли сесть в хвост советским летчикам.

Советский биплан АН-2' '='

Даже в Великую Отечественную войну значительную роль сыграли и боевые бипланы И-153, первым боем для которых стал бой в 1939 году за Халхин-Гол. Впоследствии И-153 активно использовался в войне с финнами и с началом Великой Отечественной войны — и на ее фронтах. С их помощью они в основном наносили удары по наземным целям. Будучи старой моделью, в 1945 году она практически вышла из употребления и, уступив место «молодой», мало использовалась в будущем.

Но Ан-2 не успел использовать в Великой Отечественной войне: он «родился» после ее завершения. Однако его по праву можно назвать военным самолетом — этот биплан много повидал в своей жизни. Войны в Корее и Вьетнаме, гражданские войны в Лаосе и Никарагуа, война в Афганистане, война в Хорватии, восстание в Венгрии, конфликт в Карабахе, война в Анголе .. активно и успешно использовались советским «кукурузным заводом».

Бипланы современности

Современные бипланы, конечно, более модернизированы. Многие вещи в них были улучшены, хотя некоторые до сих пор применяются из того, что было в советское время. Например, положение верхнего крыла перед задним осталось неизменным, что значительно улучшает угол обзора.

Малый биплан' '='

Если говорить о новых разработках, то это, например, использование ультрасовременного американского турбовинтового двигателя вместо старого доброго поршневого бензинового двигателя. Такие бипланы производятся в Украине, вскоре аналогичные должны появиться в нашей стране, несмотря на то, что почти десять лет назад производство Ан-2 было остановлено. Сейчас ходят слухи о возможном возобновлении производства самой популярной советской «кукурузы» в рамках программы развития авиации до 2025 года.

Спортивные разновидности бипланов

Как упоминалось выше, биплан никогда не был спортивным самолетом, в отличие от моноплана, который для этой цели был более доступным. Однако, конечно, в мире было и есть несколько спортивных разновидностей бипланов. К ним относятся, например, модели Acro Sport (Соединенные Штаты Америки), созданные в 1972 году. Эти бипланы очень легкие, а их конструкция настолько проста, что даже предполагает возможность самостоятельной сборки. Первоначально Acro Sport выпускался как одноместный спортивный биплан, но шесть лет спустя его усовершенствовали, и появилась двухместная модель этого биплана.

Интересные факты

Биплан полет' '='

  1. Первый официально признанный мировой полет состоялся в декабре 1903 года. Самолет, на котором происходило это действие, был бипланом.
  2. На старом добром советском «кукурузном» номерном знаке может быть до двадцати тысяч часов, что очень немалая цифра.
  3. Ан-2 стартовал в Новосибирске. Здесь открылось крупное производство, на Чкаловском военно-воздушном заводе. Первоначальное название этого самолета было «Везделет» — название, предложенное самим создателем, инженером Антоновым.
  4. До появления Ан-3 Ан-2 был самым большим одномоторным самолетом.
  5. Бипланы стали называть «кукурузообрабатывающими установками» в середине 1950-х годов, когда их начали активно использовать для проведения сельскохозяйственных работ на кукурузных «плантациях».
  6. В Советском Союзе бипланы называли «кукурузой», но немцы во время Великой Отечественной войны называли наши самолеты этого типа «кофемолками» и «швейными машинками» — одно сложнее другого!
  7. В том же году родился автомат Калашникова АН-2. Так что долго шутили, что вышеупомянутый самолет был автоматом Калашникова с пропеллером.
  8. Советский Ан-2 теперь также производится в Китае, конечно, под другим названием. И до 2002 года биплан также производился в Польше: за почти сорок лет там было произведено почти двенадцать тысяч этих самолетов.
  9. На сегодняшний день Ан-2 присутствует в самолетах армий девятнадцати государств, в том числе и российской.
  10. Первое предприятие по производству бипланов появилось в 1907 году во Франции.
  11. Самый быстрый биплан в мире, высокоскоростной боевой биплан, был признан еще в 1938 году итальянским Fiat, который стал модернизированной формой полуторного планера-истребителя. Максимальная скорость, которую был способен развивать этот самолет, достигала пятисот двадцати километров в час.
  12. В Советском Союзе в 1940-е годы предпочтение отдавалось монопланам, а бипланы считались анахронизмом, пережитком прошлого. Возможно, отчасти по этой причине инженеру Антонову потребовалось много времени, чтобы воплотить свою идею в жизнь — ведь создание будущего Ан-2 он задумывал еще в 1940 году (а выяснилось все это только через семь лет).
  13. Последний французский истребитель-биплан был выпущен в 1937 году под названием Bleriot-SPAD.
  14. Инженер Поликарпов создал не только знаменитый биплан У-2. Его авторство принадлежит и истребителю-биплану «Чайка», то есть упомянутому выше И-153.
  15. Несмотря на приостановленное производство Ан-2 в нашей стране (а оно было приостановлено из-за дороговизны этих бипланов и, как следствие, невостребованности на них), схема биплана остается самой «удобоваримой» и более подходящей даже для легкого самолета двадцать первого века, конструкторским поиском которого сейчас занимаются современные авиаконструкторы. Инженеры отмечают, что ни одна модель, за исключением бипланов, не сможет прочно занять свою нишу на авиационном рынке. А это значит, что бипланам еще предстоит жить и жить.

Биплан в небе' '='

Это информация о различных бипланах мира. И здесь, в конце нашей статьи, я бы очень хотел процитировать небольшой отрывок из творчества известного писателя Рихарда Баха, который также является любителем высоты, самолетов и неба. Его работа называется «Биплан», и она содержит следующие строки:

Это один из тех случаев, когда нет никаких сомнений в том, что этот момент — важный момент, который запомнится надолго. В этот момент под моей перчаткой выдвигается древняя газовая пробка, и начинается первая секунда пути. Затем появились технические детали: 1750 об / мин, давление масла 70 фунтов на квадратный дюйм, температура 100 градусов по Фаренгейту. К ним спешат присоединиться и другие детали, и я готов узнать еще раз: когда этот самолет находится на земле, я абсолютно ничего не вижу перед собой; Интересно, как далеко вы можете переместить ручку газа вперед, чтобы двигатель не начинал так быстро вращаться; это будет долгое и ветреное путешествие; обратите внимание на траву, которая растет по краю дорожки; хвост так быстро поднимается, и мы бежим по земле на тех же передних колесах. И мы встаем с земли. Меня окружает рев и пульсирующий ветер, кружащийся в вихре, но я слышу все, как они слышат оттуда, с земли: легкий грохот, который нарастает и на мгновение превращается в мощный рев прямо над моей головой, затем постепенно исчезает, и в конце концов в небе остается только тихий крошечный старый биплан.

Красиво, не правда ли?

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть