Бриг (корабль): описание, особенности конструкции, знаменитые корабли
Первые парусные корабли появились, по мнению историков, около 3000 лет назад в Древнем Египте. Изображения таких древних кораблей встречаются, в том числе, на артефактах и камфорах. Конструкция первых в мире кораблей, конечно, была максимально простой. Но позже лодки постепенно совершенствовались.
Содержание
- 1 Конструкция корабля брига. Краткое описание
- 2 Особенности конструкции первых судов
- 3 Трехмачтовые суда
- 4 Первые двухмачтовые корабли
- 5 Шнявы и биландеры
- 6 Первые бриги
- 7 Бриги в XVIII в.: для чего использовались
- 8 Бриги в XIX в.: описание суден
- 9 Бригантина как разновидность
- 10 Знаменитые бриги
- 11 «Меркурий»: чем знаменит
- 12 Хронология боя
- 13 Победа
- 14 Чем знаменит бриг «Ниагара»
- 15 «Пираты Карибского моря»
- 16 Какие еще существуют двухмачтовые парусники
Конструкция корабля брига. Краткое описание
известно, что у парусных судов разное количество мачт. Такие корабли могут быть оснащены ими в количестве 1, 2, 3, 4 или 5 штук. Бриг — корабль с двумя мачтами и прямым парусным вооружением. Военный корабль этого типа может нести от 6 до 24 орудий.
Парусные установки — это системы такелажа, которые передают энергию ветра на корпус. Для брига за движение по воде отвечают фок-мачта и грот. У этих кораблей нет бизань-мачт.
Один из парусов — гафер — для бригантины наклонен. Он имеет неправильную трапециевидную форму и помогает кораблю маневрировать. Такой парус называется грот-гаф-трисель.
Особенности конструкции первых судов
Первые плавучие лодки, использовавшиеся людьми, были очень простыми. Движение осуществлялось веслами. Небольшие грузовые суда также были обычным явлением в древние времена. Их перемещали по воде рабочие или животные, идущие по берегу.
Спустя некоторое время люди начали использовать парусники для речных и морских путешествий. Например, такие лодки были широко распространены в Финикии в древности.
Конечно, первые парусники были одномачтовыми и относительно небольшими по размеру. Корабли такой конструкции использовались людьми очень давно — до конца средневековья.
Трехмачтовые суда
Самые простые лодки были достаточно удобными в использовании и позволяли перевозить большое количество груза. Однако с развитием торговли и военных ремесел в эпоху Возрождения их потенциала явно не хватало для людей.
Логичнее было бы предположить, что вскоре после этого одномачтовые моряки стали использовать двухмачтовые корабли. Но это не так. Следующим типом кораблей, используемых человеком, были трехмачтовые корабли с бизань-мачтой. В XVI-XVII веках, например, в мире практически не было двухмачтовых плавучих лодок. Такая ситуация длилась полтора века.
Первые двухмачтовые корабли
Конечно, в те времена были попытки создать такие СМИ. Но реализации планов по сборке двухмачтовых кораблей мешали тогдашние традиции судостроения:
-
Традиция требует размещения мачты в центре корабля.
-
Особая форма тела.
Шнявы и биландеры
Все двухмачтовые корабли того времени, к сожалению, плохо управлялись. Но в конце концов люди все же научились строить комфортабельные и быстрые корабли этого типа. Первыми двухмачтовыми кораблями этого типа были шнава и биландер.
Последний тип плавучей лодки использовался в основном купцами. Впервые Биландеры появились в Нидерландах, позже их перехватили французы и англичане. Такие корабли не использовались в дальних плаваниях. Торговцы возили товары в основном только в прибрежные воды. Такелаж судов этого типа, как и других в Европе того времени, производился из многожильных пеньковых канатов.
Шнавы начали использоваться людьми для путешествий по воде около 1700 года. Кто первым изобрел и сконструировал эти корабли, история, к сожалению, умалчивает. Предположительно, бизань-мачта когда-то снималась с обычных кораблей. Корабли этого типа могли использоваться как коммерческие, так и военные.
Первые бриги
Как и когда в истории мореплавания появились сами бригантины? Корабли, в том числе двухмачтовые, использовавшиеся людьми в 17-18 веках, конечно, тоже постепенно совершенствовались. Со временем моряки начали плавать на особой разновидности шнавов — лангарах.
Корабли этого типа были практически разбойниками. На таких судах грот-мачта была немного наклонена вперед. Это было серьезное изменение. Также был независимый аурический парус. Это нововведение улучшило характеристики гидроцикла.
Действительно, примерно в середине 18 века на флоте появились бригантины обычной конструкции. В частности, такие корабли широко использовались в 19 веке. Корабли этого типа в те времена, конечно, были в русском флоте.
Бриги в XVIII в.: для чего использовались
В середине 18 века эти корабли в основном принадлежали купцам. На них везли самые разные товары. Чаще всего такие корабли ходили в прибрежных водах Европы и Великобритании. Во время войн лодки этой разновидности часто использовались как почтовые отделения. Но в конце 18 века бригантины нашли еще одно более интересное применение в комфортабельных парусных кораблях.
Затем корабли этого типа стали использоваться людьми во всех видах исследовательских судов. Витус Беринг первым отправился в Северную Америку на таком корабле. В плавании приняли участие два таких корабля:
-
«Апостол Петр».
-
«Святой апостол Павел»;
Обе эти бригантины достигли побережья Аляски, но только одна из них вернулась домой. К сожалению, в районе Командорских островов потерпел крушение «Витус Беринг» на корабле «Павел». После этого команда корабля сбежала. Однако далеко не всем участникам экспедиции удалось пережить вынужденную зимовку в суровом климате. Сам Беринг и еще 18 моряков так и не вернулись на родину.
Бриги в XIX в.: описание суден
Уже позже такие плавучие исследовательские и торговые суда почти полностью переоборудовали в военные. Например, такие корабли принимали активное участие в морских сражениях американской революции и русско-турецкой войны.
Согласно историческим данным, бриг начала 19 века имел водоизмещение около 350 тонн. При этом длина таких кораблей обычно составляла 30 м, а ширина почти никогда не превышала 9 м. Пушки на военные корабли этой разновидности, как уже говорилось, могли быть установлены от 6 до 24.
Таким образом, одной из характеристик бригантины был их небольшой размер. В результате на кораблях этого типа собственно вооружение обычно размещалось на палубе.
Бригантина как разновидность
Во времена мореплавания, конечно, такие корабли тоже широко использовались. Это были бригантины, упрощенная версия бригантины. Размеры таких кораблей были средними или маленькими. При этом фок-мачта таких кораблей была вооружена так же, как и бриг. В этом было главное сходство между этими судами.
Мачта на бригантинах устанавливалась так же, как на шхунах. Размеры кораблей этого типа были меньше, чем у бригантины. При этом по качеству боевой техники они уступали таким кораблям. В Средиземном море корабли этой разновидности очень часто использовались пиратами. Даже само слово «бригантино» происходит не от «бригантино», как можно подумать, а от «вор» — разбойник.
Знаменитые бриги
Парусники этого типа верой и правдой служат людям более ста лет. Самыми известными за всю историю использования, помимо «Павла» и «Петра», можно считать следующие бригантины:
-
«Меркурий».
-
Ниагара».
Кроме того, американская леди Вашингтон — известный парусный корабль».
«Меркурий»: чем знаменит
Этот корабль был спущен на воду в Севастополе зимой 1819 года. Спущен на воду весной 1820 года. Спустя 9 лет этот бриг одержал блестящую победу в одном из сражений Русско-турецкой войны в неравном бою с двумя вражескими линкорами. Эти два корабля назывались «Реал бей» и «Селимие». На их вооружении было всего 184 орудия против 18 «Меркурий».
Хронология боя
14 мая 1829 года произошло сражение между русским и двумя турецкими кораблями. В этот день три российских военных корабля — фрегат «Стандарт», бригантины «Орфей» и «Меркурио» — проходили через Пендераклию. Когда командиры этих кораблей увидели на горизонте огромную турецкую эскадру, они решили повернуть к Севастополю, так как не было особой необходимости вести неравномерный бой.
Однако ветер в этот день был слабым, и «Меркурий», имевший худшие ходовые качества, не избежал погони. Корабль обогнали два самых больших и быстрых корабля противника.
Команде «Меркурий» пришлось нелегко. В то же время капитан А. Казарский по совету старшего матроса — капитана-лейтенанта Прокофьева решил бороться до конца, и когда мачта была повалена (это приспособление для постановки парусов, а также такелаж судов почти все проекты, это ахиллесова пята) и бриг даст сильный поток, схватит один из кораблей противника и взорвет его.
Первый «Меркурий» атаковал «Селимие» из 110 орудий. Этот огромный парусник пытался приблизиться к корме русского корабля. Однако бригу удалось увернуться и дать врагу залп.
Через несколько минут Real Bay подошел к левому борту «Меркурия», и русский корабль оказался зажат между двумя вражескими кораблями. Турки «Селимие» крикнули бригаде: «Сдавайтесь!» Однако русские моряки кричат «Ура !!!» открыл огонь из всех автоматов и пистолетов.
Туркам пришлось снять абордаж и начать бомбардировку брига «Меркурий». В корабль влетели не только ядра, но и бренскугели и ножи. К счастью, несмотря на шквальный огонь, мачты корабля долгое время оставались целыми и оставались подвижными. В результате бомбардировки «Меркурия» возникло три пожара, которые моряки быстро ликвидировали.
Победа
Перемирие для попавшей под обстрел бригады обеспечил пулеметчик Иван Лысенко. Успешным попаданием ему удалось повредить бейфут и водные перемычки главного луча Марса «Селимие». Корабль противника пришлось отвести по ветру для ремонта. В итоге «Селимие» выпустило залп по российскому кораблю сразу из всех орудий. Однако корабль остался на плаву.
Через некоторое время бригаде «Меркурий» удалось нанести серьезный урон второму кораблю противника. Передний луч настоящего Бея был убит, в результате чего лисы упали. Последние закрывали створки носовых орудий. Кроме того, корабль потерял способность к маневрированию, в результате чего ему пришлось дрейфовать.
Потеряв 10 человек убитыми и ранеными из 115, «Меркурий» присоединился к флоту из Сизополя к вечеру следующего дня. За победу, добытую ценой жизни моряков, этот корабль впоследствии был награжден кормовым флагом Сан-Джорджо. Кроме того, император подписал указ о том, чтобы в Черноморском флоте всегда имелся бриг «Меркурий».
Конечно, все участники команды получили высокие награды. Офицеры были произведены в чины, и отныне они могли наносить на свой герб изображение того тульского пистолета, который должен был взрывать пороховые стволы в случае потери.
Чем знаменит бриг «Ниагара»
Этот корабль когда-то сыграл решающую роль в битве между британскими и американскими кораблями в войне 1912-1914 годов на озере Эри. Тактика в этом бою диктовалась особенностями вооружения кораблей противника. Короткие коранады янки были скорострельны и давали преимущество в ближнем бою. У них была небольшая дальность стрельбы. Поэтому американцам было важно «победить» ветер и занять лучшую позицию против длинноствольных орудий англичан.
Когда янки маневрировали таким образом, один из двух их разбойников, «Лоуренс», был атакован тремя сильнейшими британскими кораблями. Почти все моряки этого корабля были убиты или ранены, а оружие повреждено. Капитан атакованного корабля перебрался на лодку ко второму американскому бригу «Ниагара» и направил его в центр британской боевой линии. В результате крупнейшие британские парусники оказались в зоне коррозии. Это, в свою очередь, привело к тому, что англичане перестали справляться с флотом янки и через 15 минут спустили свои флаги.
Таким образом, американцы впервые победили англичан в морском сражении, захватив их корабли. Некоторые британские корабли пытались скрыться, но были перехвачены. Позже американцы переоборудовали наименее поврежденные британские корабли в госпитальные. Остальные лодки, которые уже не подлежали ремонту, были просто сожжены. Госпитальные корабли бывшего врага прослужили американцам недолго. Через некоторое время все они затонули в сильнейшем шторме.
«Пираты Карибского моря»
Этот популярный сериал известен тем, что снимается с использованием парусных кораблей. В сериале «Проклятие черной жемчужины» роль «Перехватчика» исполнил бриг, являющийся копией корабля «Леди Вашингтон». Этот корабль был построен в 1750 году и когда-то перевозил товары из Китая через Тихий океан. В 1775 году он был преобразован в военный приватизатор. То есть его команда занималась пиратским захватом кораблей противника под руководством правительства.
Одним из подвигов этого легендарного парусного брига стала победа сразу над четырьмя кораблями противника и захват крупного груза сахара. Одним из капитанов этого корабля был Роберт Грей, первый американец, совершивший кругосветное плавание. Кстати, этот корабль — первое американское плавучее судно, достигшее берегов Японии.
Разумеется, в фильме нет настоящего брига «леди Вашингтон». Это была точная копия этого корабля, построенного в 1989 году. Сегодня это судно используется для круизов по Карибскому морю и вдоль американского побережья. Тот же старый бриг «Леди Вашингтон» однажды затонул на Филиппинских островах.
Какие еще существуют двухмачтовые парусники
Помимо бригантины, бригантины, шнава и биландера, корабли этого типа в разное время пересекали моря:
- кечи — сосуды, отличающиеся от желтка более крупной бизань-мачтой.
- йолы — суда с бизань-мачтой, расположенной рядом с рулем, и аппаратурой наклонного плавания;
Кроме того, моряки когда-то ходили на кораблях с двумя мачтами и косыми парусами, которые назывались бермудскими шхунами.