Ассоциативный ряд как инструмент психолога
В самом общем смысле ассоциативный массив — это набор элементов, связанных вместе по общей характеристике. Кроме того, если элемент A связан с элементом B какой-либо связанной характеристикой, а элемент B связан с элементом C, то C не обязательно должен быть связан в ассоциативной строке A. Например, когда слово упоминается как «лето», следующая ассоциативная может появиться строка: море, пляж, песок и т д. Каждое последующее слово ассоциируется с предыдущим, но не обязательно со словом, предшествующим предыдущему. Это когерентный ассоциативный массив. Также есть линии, в которых все элементы объединены общим признаком. Более подробно эта проблема рассматривается в теории множеств.
Серии членства сейчас широко используются в различных областях гуманитарных знаний. С помощью ассоциативных тестов можно понять психологическое состояние интервьюируемого, его взгляды на жизнь и даже особенности мышления. Для этого проводится так называемый ассоциативный эксперимент, в ходе которого предлагается выбрать предметы или назвать слова, связанные с некоторой референцией. Известный цветовой тест Люшера относится к ассоциативным экспериментам, поскольку стремление к определенной цветовой палитре связано с проекцией на нее внутренних состояний человека.
Однако следует подчеркнуть, что оценка личности по ассоциативным схемам не всегда бывает адекватной. Каждый человек может назвать свой ассоциативный ряд для любого слова, ведь ассоциативные связи формируются в процессе приобретения опыта. У каждого свои. Но у психологически нормальных людей будут такие же файлы членства. Но один из главных признаков шизофрении — наличие диссоциативного мышления.
Использование ассоциативного эксперимента более оправдано при оценке развития дошкольников и детей школьного возраста. Для обучения детей сейчас часто используются так называемые ассоциативные игры, когда необходимо заказать больше предметов по определенному критерию или найти пару по общему признаку.
Ассоциативный массив также используется при оценке уровня эрудиции человека и при тестировании на IQ. Несмотря на широкое распространение именно этого типа оценки интеллектуального потенциала, он все же имеет некоторые недостатки. Дело в том, что в одном случае человек может построить правильный ассоциативный массив или объединить объекты по общему признаку в мыслительном процессе, а в другом — в результате предыдущего опыта. Следовательно, в первом случае мы будем иметь дело с более способным на логико-ментальном уровне человеком, а во втором — с более эрудированным и подготовленным человеком.
Однако некоторые исследователи считают, что умение быстро структурировать информацию и находить в ней логические связи всегда является следствием тренированного мышления и логического аппарата. Обучение следует начинать как можно раньше, в детстве, и проводить его для решения самого широкого круга задач.