Ассоциативный ряд как инструмент психолога

В самом общем смысле ассоциативный массив — это набор элементов, связанных вместе по общей характеристике. Кроме того, если элемент A связан с элементом B какой-либо связанной характеристикой, а элемент B связан с элементом C, то C не обязательно должен быть связан в ассоциативной строке A. Например, когда слово упоминается как «лето», следующая ассоциативная может появиться строка: море, пляж, песок и т д. Каждое последующее слово ассоциируется с предыдущим, но не обязательно со словом, предшествующим предыдущему. Это когерентный ассоциативный массив. Также есть линии, в которых все элементы объединены общим признаком. Более подробно эта проблема рассматривается в теории множеств.ассоциативный эксперимент' '='
Серии членства сейчас широко используются в различных областях гуманитарных знаний. С помощью ассоциативных тестов можно понять психологическое состояние интервьюируемого, его взгляды на жизнь и даже особенности мышления. Для этого проводится так называемый ассоциативный эксперимент, в ходе которого предлагается выбрать предметы или назвать слова, связанные с некоторой референцией. Известный цветовой тест Люшера относится к ассоциативным экспериментам, поскольку стремление к определенной цветовой палитре связано с проекцией на нее внутренних состояний человека.ассоциативный ряд' '='
Однако следует подчеркнуть, что оценка личности по ассоциативным схемам не всегда бывает адекватной. Каждый человек может назвать свой ассоциативный ряд для любого слова, ведь ассоциативные связи формируются в процессе приобретения опыта. У каждого свои. Но у психологически нормальных людей будут такие же файлы членства. Но один из главных признаков шизофрении — наличие диссоциативного мышления.
Использование ассоциативного эксперимента более оправдано при оценке развития дошкольников и детей школьного возраста. Для обучения детей сейчас часто используются так называемые ассоциативные игры, когда необходимо заказать больше предметов по определенному критерию или найти пару по общему признаку.ассоциативный ряд' '='
Ассоциативный массив также используется при оценке уровня эрудиции человека и при тестировании на IQ. Несмотря на широкое распространение именно этого типа оценки интеллектуального потенциала, он все же имеет некоторые недостатки. Дело в том, что в одном случае человек может построить правильный ассоциативный массив или объединить объекты по общему признаку в мыслительном процессе, а в другом — в результате предыдущего опыта. Следовательно, в первом случае мы будем иметь дело с более способным на логико-ментальном уровне человеком, а во втором — с более эрудированным и подготовленным человеком.

Однако некоторые исследователи считают, что умение быстро структурировать информацию и находить в ней логические связи всегда является следствием тренированного мышления и логического аппарата. Обучение следует начинать как можно раньше, в детстве, и проводить его для решения самого широкого круга задач.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть