Агенты первичной и вторичной социализации: примеры и их значение
Человек, как известно, существо социальное. Мы живем в обществе и подчиняемся его законам. Становление личности человека происходит в процессе его воспитания, развития и социализации. Этот процесс начинается практически с первых дней познания ребенком мира и продолжается на протяжении всей жизни. В этой статье мы рассмотрим влияние первичных и вторичных агентов социализации на личность человека.
Что такое социализация?
Он включает в себя процесс усвоения человеком социальных норм, ценностей и ролевых моделей.
Формирование личности человека происходит с помощью так называемых первичных и вторичных агентов социализации и ее институтов.
Процесс адаптации к условиям, навязанным обществом, включает передачу и усвоение знаний, навыков, умений, формирование идеалов, норм и правил поведения.
Цель и функции социализации
Основная цель этого процесса — подготовить человека к исполнению определенной роли и соответствовать требованиям компании к нему. Исходя из этого, социализация выполняет ряд функций. Среди них следующие:
- Регулирующая функция. Это связано с регулированием межличностных отношений в обществе, которые подчиняются общепринятым нормам и законам. Осуществляется из-за воздействия на человека членов семьи, учебного или трудового коллектива, религии, политики и других социальных институтов.
- Функция личного преобразования. Эта функция социализации заключается в выборе человеком личных установок, ценностей и руководящих принципов, преобразовании социальных идеалов в личностно значимые концепции.
- Ценностная функция. Это определяется тем, что человек осознает и принимает социальные ценности, близкие к своему окружению; он регулирует свое поведение в соответствии с этими ценностями, развивает собственные жизненные ценности. На формирование ценностных ориентаций влияет отношение человека к окружающей действительности и его близким.
- Информационно-коммуникационная функция. В процессе коммуникации происходит обмен информацией. Это способствует расширению социального опыта и знаний каждого человека.
- Проективная функция. Это способствует тому, что человек или группа в процессе социализации усваивают модель поведения и проецируют ее на собственную жизнь, руководствуясь в своей деятельности определенным проектом. То есть это действие по определенной схеме.
- Творческая функция. Это становится возможным при достаточно высоком уровне социальной адаптации и свидетельствует о способности человека или социальной группы создавать, создавать что-то новое, искать выходы из ситуации, используя свой личный опыт, накопленный в процессе социализации.
- Компенсаторная функция. Суть этой функции социализации состоит в восполнении недостатков физического, умственного или интеллектуального характера. Благодаря этой функции человек с определенными характеристиками или ограниченными возможностями адаптируется к полноценной общественной жизни.
Механизмы социализации
Факторы или механизмы, с помощью которых происходит этот процесс, — это все, что влияет на жизнь человека. К ним относятся наследство, семья, коллектив, книги, телевидение, Интернет, тип социальной системы, политическая система и многое другое.
Агенты и институты социализации
Агенты социализации — это среда человека, которая, воздействуя на нее, обеспечивает усвоение социальных норм и правил. Другими словами, речь идет о конкретных личностях, которые влияют на процесс адаптации человека.
Институты социализации — это объекты, влияющие на формирование личности в обществе (школа, вуз, работа).
Ученые различают первичную и вторичную социализацию.
Первичный — это процесс усвоения человеком норм и законов, на основе которых общество, его ценности и традиции живут от рождения до периода формирования зрелости.
Вторичная социализация напрямую связана с овладением профессией человеком в процессе его становления как личности.
Агенты первичной социализации
В зависимости от вида ученые различают первичных и вторичных агентов социализации.
Они влияют на человека по-разному и в разной степени.
Первичные агенты включают ближайшее к человеку окружение: семью как первичный институт социализации (мама, папа, бабушка, дедушка, тетя, дядя, другие родственники). В эту категорию также входят школьные учителя, друзья и соседи.
Особенность этих средств в том, что они начинают действовать на человека с рождения, с первых минут его жизни.
Роль семьи в социальной адаптации ребенка
Одна из основных функций семьи — социализация личности ребенка.
Социальная адаптация ребенка заключается в принятии им норм и правил, основанных на опыте взаимодействия с обществом.
Роль семьи в этом процессе очень велика, потому что семья как институт социализации — самый первый и самый значительный институт, влияющий на формирование личности человека.
именно в семье ребенок получает первые знания об обществе, ролях, нормах и законах, изучает традиции и обычаи, принятые членами данного общества.
В такой среде научитесь взаимодействовать с другими людьми и соблюдать определенные правила. Таким образом, невозможно переоценить роль семьи как института социализации в адаптации ребенка к обществу.
Агенты вторичной социализации
К ним относятся все те, кто меньше влияет на человека, но напрямую связан с ним в процессе жизни. Это представители администрации учебного заведения, сотрудники полиции, армии, церкви и других общественных или профессиональных организаций.
Общество как институт социализации представляет собой сложную динамическую систему, включающую множество подструктур, которые органично взаимодействуют друг с другом по определенным правилам в процессе жизни.
Факторы успешной социализации
Это те условия, при взаимодействии которых происходит процесс социализации. Принято выделять 4 группы факторов социализации:
- мегафакторы — это космос, мир, планета;
- макрофакторы — государство, люди, общество;
- мезофакторы, которые определяются условиями социализации большой группы людей, объединенных местом проживания, принадлежностью к этносу, социальной группе;
- микрофакторы: семья, друзья, студенческий или трудовой коллектив, соседи, другие социальные микрогруппы.
Все эти факторы социализации так или иначе влияют на человека, обеспечивая процесс социализации.
Следует отметить, что существуют и другие классификации факторов социализации.
А.В. Мудрик делит факторы на три группы: макрофакторы, мезофакторы и микрофакторы.
В классификации Бронфенбреннера мы находим четыре группы факторов, влияющих на успех социализации человека:
- Первый фактор — это микросреда. Это все, что окружает человека с рождения: семья, друзья, книги, игрушки.
- Второй фактор — это мезосистема. Взаимосвязь между разными сферами жизни, объединение этих сфер — объединение школы и семьи, семьи и улицы и т.д.
- Третий фактор — экзосистема. В него входят государственные органы, административные учреждения и другие общественные организации.
- Четвертый факт — макросистема. Это нормы культуры и субкультуры, мировоззренческие позиции и идеология, преобладающие в обществе.
Также различают личностные, средовые и образовательные факторы социализации:
- Личностные факторы: потенциал и характеристики человека, регулирующие его деятельность, поведение в обычных условиях жизни, способность приобретать новый социальный опыт.
- К факторам окружающей среды относятся нетипичные ситуации и условия, в которых находится человек. Это может быть новая среда или командное давление.
- Факторы воспитания — это воспитательное воздействие, оказываемое на человека и регулирующее процесс его социальной адаптации.
Успех социальной адаптации человека определяется его принятием социальных норм и порядков, а также способностью противостоять обществу и жизненным ситуациям, препятствующим личностному развитию и самореализации.
Условия успешной социализации — согласованное воздействие на человека различных социальных институтов. Однако общество продолжает спонтанно влиять на человека, что часто приводит к проблемам. В связи с этим в учебных заведениях активно внедряются и реализуются программы обучения и социализации студентов и молодежи.
Воспитание грамотного и социально активного поколения — залог процветания государства в целом. Поэтому эта проблема уже требует поиска решений на государственном уровне.
Центры социальной адаптации
Многообразие факторов социализации и несогласованность воздействия социальных институтов на личность часто провоцируют возникновение проблем социальной адаптации. Это выражается в асоциальном поведении человека, его асоциальном образе жизни, наличии алкогольной или наркотической зависимости и т.д.
Для преодоления этих проблем сегодня существуют центры социальной адаптации.
Они работают, чтобы помочь людям заполнить пробелы и исправить недостатки в социализации. Центры социальной адаптации предоставляют временное жилье людям, оказавшимся без постоянного места жительства и работы. Кроме того, сотрудники центров проводят ряд мероприятий, способствующих адаптации тех людей, которые утратили общественно полезные связи. Они реализуют программу обучения и социализации личности посредством воздействия комплекса факторов. В работе центров учитывается взаимодействие всех компонентов адаптации человека в обществе. Центры активно сотрудничают со всеми институтами и агентами первичной и вторичной социализации.